События

Русский музей представляет первую масштабную выставку Евсея Моисеенко в Заполярье

С 29 сентября по 17 декабря в Культурно-выставочном центре Русского музея в Мурманске будет проходить выставка «Живопись Е. Е. Моисеенко». Это первая масштабная экспозиция выдающегося ленинградского художника Евсея Евсеевича Моисеенко в Заполярье. В состав выставки войдут более 50 произведений мастера из собрания Русского музея, среди которых «Победа» (1970−1972), «Тишина» (1971), «Память» (1980) и другие известные полотна.

Евсей Моисеенко (1916−1988) — советский живописец, академик, народный художник СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственных премий.

В годы войны студент Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина добровольцем пошел на фронт, попал в плен, был заключен в концлагерь. Войну закончил, сражаясь в 3-м гвардейском кавалерийском корпусе. Тема Великой Отечественной войны стала одной из важнейших в творчестве мастера. На выставке можно увидеть полотна Моисеенко «Победа» (1970−1972) и «Ветераны» (1978).

Моисеенко принято ассоциировать с так называемым «суровым стилем» — направлением в советском искусстве рубежа 1950 — 1960-х годов. Представители «сурового стиля» воспевали судьбы современников, их энергию и волю, «героику трудовых будней» в обобщенных и лаконичных изображениях («Земля», 1963−1964).

В 1960 — 1980-е годы Моисеенко обращался к различным темам, и его творчество отличало большое жанровое многообразие. На выставке можно увидеть созданные им картины, посвященные гениям русской культуры («Сергей Есенин с дедом», 1963−1964; «Вечер. Пушкин», 1978). Писал Моисеенко и портреты современников: как деятелей искусства («А.А. Осмеркин», 1978), так и простых людей («Зотыч», 1981). «В Старой Ладоге (Автопортрет с женой)» (1978) запечатлел мастера с супругой — известным скульптором Валентиной Рыбалко.

Сюжеты из повседневной жизни современников мастера можно увидеть на картинах «Туристы» (1970−1972), «На реке» (1975), «В кафе» (1978). Моисеенко был известен и как мастер натюрморта, что отражено на экспозиции («Натюрморт с черешней», 1970; «Натюрморт. Гитары», 1972; «Роза в фужере», 1977; «Натюрморт с иконой», 1979).

Важной вехой в творчестве Моисеенко стала его поездка в Испанию. Мастера вдохновляли виды испанских городов и образы ее жителей («Гренада», 1975; «Толедо. Дворик Сервантеса», 1975; «Севилья. Дом Пилата», 1980; «Испания. Гончары», 1980). По-новому взглянул он на наследие классиков испанской литературы и живописи («Дон Кихот», 1974; «В мастерской Эль Греко», 1975).

В 1970—1980-е большую роль в творчестве Моисеенко играла библейская тема, его художественное осмысление романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» («Голгофа. Снятие с креста», 1976; «Голгофа. Мария», 1981; «Голгофа», 1988).
Культурно-выставочные центры