События

Русский музей представляет выставку «Вокруг Левитана» в Звенигороде

4 октября в Звенигородском Манеже открывается выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX — начала XX вв. из собрания Русского музея». Это первый крупный проект Манежа после реставрации и первый, созданный в сотрудничестве с Русским музеем.

Выставка посвящена художникам-пейзажистам конца XIX — начала XX века, развитию московской школы пленэрного пейзажа и в первую очередь — Исааку Левитану как одному из главных ее представителей.

Выставка проводится при поддержке Министерства культуры и туризма Московской области.

Экспозиция объединит 56 произведений выдающихся русских художников-пейзажистов — учителей, друзей и последователей Исаака Левитана: Алексея Саврасова, Василия Поленова, Константина Коровина, Михаила Нестерова, Игоря Грабаря, Аполлинария Васнецова и других мастеров отечественной живописи. 45 работ предоставляет на выставку Русский музей, 11 входят в собрание Звенигородского музея-заповедника.

Представленные на выставке художники в подавляющем большинстве связаны с Московским училищем живописи, ваяния и зодчества, пейзажную мастерскую которого в 1858-м возглавил Алексей Саврасов, положив начало формированию московской школы пленэрного пейзажа. В составе экспозиции шедевры Саврасова из коллекции Русского музея «Разлив Волги под Ярославлем» (1871), «Зима» (1870-е — начало 1880-х), «Ранняя весна» (1880−1890-е). Саврасов и стал наставником Исаака Левитана.

Сергей Кривонденченков, куратор выставки, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея: «Судьбоносной оказалась встреча Левитана с „первым учителем“ Алексеем Саврасовым. В именах Саврасова и Левитана скрывается очень важная для отечественной пейзажной живописи преемственность. Именно от Саврасова талантливый ученик перенял любовь к пейзажу настроения».

Еще одним наставником Левитана был Василий Поленов, который представлен на выставке не только произведениями, созданными в России («Берег Оки», конец 1890-х-1900-е), но и — как неутомимый художник-путешественник — видами Болгарии и Святой земли («Генисаретское озеро», 1899).

Русский музей покажет на выставке 15 произведений Левитана 1880−1890-х из своего значительного собрания работ великого пейзажиста. Полотна и этюды Левитана запечатлели не только красоту русской природы средней полосы, но и виды Крыма и Италии. Не раз бывал он на пленэре в селе Саввинская Слобода близ Звенигорода. Первооткрывателем красот этого «звенигородского Барбизона» был Саврасов, пригласивший сюда своих учеников Левитана и Константина Коровина («Дорога. Звенигород», 1891). Позднее сюда приезжали многие русские пейзажисты.

Выставка представляет развитие московской пейзажной школы в период ее расцвета. В то время петербургская Академия художеств следовала более строгим канонам живописи, в Москве же было больше возможностей экспериментировать, и именно здесь, начиная с Саврасова, стали изображать природу средней полосы привычным для нас сегодня, а тогда новаторским образом — чувственно, поэтически.

На экспозиции можно увидеть принадлежащие Русском музею картины представителей Московского товарищества художников, многие участники которого тяготели к пейзажному жанру. Это работы Мануила Аладжалова («Деревня летом», между 1908 и 1914), Витольда Бялыницкого-Бирули («Весенний день», 1902), Сергея Виноградова («Весна», 1911), Абрама Архипова («Северная деревня», 1902 (?)).

Часть экспозиции будет посвящена Звенигороду в фотографиях и открытках рубежа XIX—XX вв., что позволит представить, каким его видели художники, приезжавшие сюда на пленэр. Выставка будет сопровождаться мультимедийной программой «Слышать, как трава растет». Кадры воссоздадут атмосферу и образ тех мест, которыми вдохновлялись художники, представленные на выставке.

Выставка продлится до 25 февраля 2024 года.
Выставки