События

Открытие выставки «Преображенная природа» в Культурно-выставочном центре Русского музея в Когалыме

8 сентября в Культурно-выставочном центре Русского музея в Когалыме при поддержке БФ «ЛУКОЙЛ» открылась выставка «Преображенная природа». Она посвящена впечатляющим и ярким природным явлениям в произведениях мастеров пейзажной живописи разных эпох и направлений. В экспозицию вошли около 40 работ мастеров XIX-XXI веков из собрания Русского музея, среди которых Алексей Саврасов, Федор Васильев, Иван Айвазовский, Архип Куинджи, Илья Репин и другие.       

В торжественной церемонии открытия значимой для города выставки приняли участие: Наталья Владимировна Комарова, губернатор ХМАО-Югры; Вагит Юсуфович Алекперов, учредитель Фонда региональных социальных программ «Наше будущее», меценат; Азат Ангамович Шамсуаров, первый вице-президент ПАО «ЛУКОЙЛ». Сергей Викторович Криводенченков, ведущий научный сотрудник Русского музея и доктор наук, провел для приглашенных лиц экскурсию по уникальным картинам известнейших русских художников.

Всех мастеров, работы которых представлены на выставке, объединяет искреннее желание передать красоту величественных сил природы. Впечатляюще смотрятся картины с изображением облаков, туч и молний – предвестников грозы (Иосиф Крачковский «Перед грозой», 1886). При этом художники-романтики выступали против приукрашенной природы, обращая внимание на разнообразные проявления стихии, наблюдаемые в реальной жизни. Правдоподобие изображаемых грозных сил природы нередко было связано с личными впечатлениями (Григорий Бобровский «Облака», 1910-е; Аркадий Рылов «Тучи над полем», 1930).

Интерес к исключительным и переходным состояниям природы подталкивал живописцев к поиску новых пейзажных мотивов в изображении радуги. Работы с этой тематикой проникнуты ощущением свежести и душевного обновления (Алексей Саврасов «Радуга», 1875; Андрей Полюшенко «Радуга», 1972).

Представлены на экспозиции пейзажи ясных и солнечных дней в разные времена года. Смелая динамичная манера смешения красок передает натуралистично яркие лучи солнца в произведении «Солнце над крышами (Закат солнца на Патриарших прудах)» (1928) Аристарха Лентулова. Буйство красок осени отображено в работе «Осенний пейзаж» (1930) Александра Русакова. Впечатление кристальной ясности летнего воздуха усиливается благодаря живописным фрагментам зеркальных отражений в воде в произведении Рудольфа Френца «Дудергоф. Этюд» (1922).

Всегда завораживали художников закаты и рассветы. Смело использует выразительную светотень и эмоциональную энергетику цветовой гаммы Юлий Клевер («Закат», 1884). Новые возможности использования декоративных свойств колорита в пейзаже открывали произведения Архипа Куинджи, такие как «Эффект заката» (1900-1910).

Таинственной и загадочной предстает на полотнах мастеров живописи лунная ночь. Полотна Ивана Айвазовского часто строились на выразительном контрасте «двух светов»: холодного, призрачного света луны, изменяющего знакомые реальные краски и формы, и теплого света ламп, льющегося из окон домов («Лунная ночь в Крыму», 1859). Не меньше загадок таит и городской пейзаж Льва Лагорио «Лунная ночь в Петербурге» (1880).

Представлены на экспозиции и произведения с изображением стихии воды. На выставке можно увидеть интересные вариации живописных полотен на эту тему: «Шторм на Волге» (1870-1891) Ильи Репина, «Буря у берегов Крыма» Руфина Судковского, «Над буйным прибоем» (1918) Аркадия Рылова и др.


На церемонии открытия выставки прозвучала композиция Фикрета Амирова «Элегия», исполненная Лидией Вацловной Корженевской, концертмейстером Культурно-досугового комплекса «АРТ-Праздник», на столетнем рояле Якоба Беккера. Выступление дополнила Арина Леонтьева, выпускница когалымской Школы искусств, сыграв мелодию на скрипке.

Выставка продлится до 19 марта 2023 года.
Культурно-выставочные центры