События

Произведения Валентина Серова из коллекции Русского музея впервые представили на выставке в Иркутске

7 сентября в Галерее сибирского искусства ИОХМ им В.П. Сукачева (Иркутск) открылась выставка «Валентин Серов. Из собрания Русского музея». В экспозиции 52 произведения живописи и графики, созданные мастером за более чем 30 лет. 47 из них прибыли в Иркутск из Русского музея.

«Русский музей представляет в Иркутске 47 произведений из своего богатейшего собрания, охватывающего все этапы творческого пути выдающегося художника. Это первая масштабная выставка Валентина Серова в регионе. Жители Иркутска и гости города увидят жемчужины коллекции: это произведения, созданные в имении Абрамцево и усадьбе Домотканово, знаменитые изображения Петра I и Екатерины II на охоте, парадные великосветские портреты и эскизы декораций, ставшие классикой русской театральной живописи», - рассказала генеральный директор Русского музея Алла Манилова.

Будущий живописец был сыном композиторов Александра Серова и Валентины Серовой, которые поощряли художественные дарования сына. Его учителем стал сам Илья Репин, который познакомил воспитанника с меценатом Саввой Мамонтовым, в доме которого собирались художники и любители искусств. Летом мамонтовский художественный кружок, самым юным участником которого стал Серов, переезжал в имение Абрамцево («Лес. Абрамцево», «Портрет Саввы Ивановича Мамонтова», обе – 1879).

В 1880-м Серов поступил в Императорскую Академию художеств, где проучился до 1884-го. Но, получив только малую серебряную медаль за этюд с натуры, он с разочарованием покинул Академию. К этому периоду относятся представленные на выставке «Портрет А.Я. Симонович» (1880) и автопортрет (1883).

Большое значение в формировании художественных взглядов Серова имела его жизнь в усадьбе Домотканово, где им были созданы известнейшие произведения. Взгляд мастера обращался и к, казалось бы, невзрачным, но полным очарования уголкам («Старая баня в Домотканове», 1888). Здесь был создан и «крестьянский» цикл Серова («Баба в телеге», 1896).

На рубеже 1890-1900-х Серов обратился к русской истории, создав цикл произведений в разных техниках. Представленные на выставке небольшие композиции кажутся написанными с натуры («Петр I на псовой охоте», 1902; «Выезд Екатерины II на соколиную охоту», 1900-1902).

Широкую известность и многочисленные заказы принесли Серову парадные «великосветские» портреты («Портрет князя Ф.Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона», 1903) и портреты членов императорской фамилии («Портрет Александра III с рапортом в руке», 1900). Впрочем, современники говорили, что Серова-портретиста нередко боялись из-за прозорливости и неподкупных оценок при изображении моделей.

Революция 1905 года оставила след в творчестве и жизни художника. Став очевидцем расстрела рабочих на Васильевском острове, он в знак протеста вышел из состава Академии художеств и создал картину «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» (1905), которую можно увидеть на экспозиции.

В 1907-м Серов побывал в Греции, которая произвела на него огромное впечатление. Он стремился воплотить увиденное и передать суть легендарной истории, красоту мифологии Эллады. Серов создал ряд вариантов «Одиссея и Навзикаи» (на выставке произведение 1910-го); также можно увидеть эскиз «Похищения Европы» (1909-1910).

Отражена на выставке и работа Серова для театра. В экспозиции представлены эскизы мастера к постановке оперы «Юдифь» его отца Александра Серова (1907), которые стали классикой русской театральной живописи.

Выставка продлится до 12 ноября 2023 года.
Выставки