События

«Путь на Север» из коллекции Русского музея

В Государственном музейном объединении «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск) открылась выставка «Путь на Север». На ней представлены 32 произведения живописи 1850-х – 1910-х годов из собрания Русского музея. Среди них работы Ивана Шишкина, Архипа Куинджи, Константина Коровина, Николая Рериха и других выдающихся мастеров отечественного искусства.

Загадочный Русский Север, суровый, но такой манящий, долгие годы оставался практически недоступным для художников и неосвоенным ими. Лишь в середине XIX века среди живописцев приобрели популярность поездки на Валаам, а в конце позапрошлого столетия тема Севера заняла заметное место в творчестве отечественных пейзажистов.

Серьезной профессиональной школой для ученика Академии художеств Ивана Шишкина стала этюдная работа на Валааме. Создавая произведение «Камни в лесу. Валаам» (1858 (59?60?)), Шишкин переносил на холст необычные природные формы: поросшие мхом каменные глыбы, низкорослую растительность. Это точно характеризовало специфику «дикой природы» далеких северных мест. Суровые ландшафты будто притягивали к себе пейзажистов. Молодые художники, в том числе Шишкин, совершали несколько поездок на остров («Пейзаж с охотником. Остров Валаам» (1867)).

В 1858 – 1861 гг. ежегодно совершал поездки на Валаам близкий друг Шишкина Александр Гине («Финляндский пейзаж» (1861)). Сюжетами для своих картин он избрал берега Финского залива и Ладожского озера («Берег Финского залива. Штиль» (1870-е)). Несмотря на то, что, как и Шишкин, Гине был удостоен звания академика пейзажной живописи, его творческая карьера сложилась значительно менее удачно.

Бывал на Валааме и Архип Куинджи («Каменистый берег. Валаам» (1875)). Художник ревностно относился к своим живописным находкам. В картине «Ладожское озеро» (1871) он использовал мотив прозрачной воды, который показывает каждый камень на дне. Спустя двенадцать лет такой же прием, использованный Руфином Судковским в картине «Тишь на море», был назван в статье в газете «Новое время» «новым словом» в искусстве. Куинджи добился того, чтобы в «Новом времени» появилась заметка с опровержением, гласившая, что «первенство в обработке мотива действительно принадлежит г. Куинджи».

Летом 1894 года знаменитый баталист Василий Верещагин, уроженец Череповца, посетил свои родные места. Результатом путешествия с семьей по Пинеге, Северной Двине, Белому морю стало множество живописных этюдов («Северная Двина», 1894). Побывал выдающийся живописец и на Соловках.

Истинным певцом Русского Севера стал Константин Коровин («Поморы», 1894; «На Севере», 1899). Он несколько раз побывал там; в 1898-м это была совместная поездка с Николаем Клодтом для подготовки ко Всемирной выставке в Париже 1900 года. Для этой выставки Коровин создал серию декоративных панно. Виды Архангельска, Мурмана, Новой Земли, тундры, становищ, лежбищ котиков, сцены добычи золота и пушного зверя украшали залы павильона России. Исполненные в стиле модерн, панно были высоко оценены европейской критикой. Коровин был удостоен двух золотых и семи серебряных медалей выставки, ордена Святого Станислава 3-й степени и ордена Почётного легиона. Несколько панно можно увидеть на выставке («Река», «Тундра», «У Карского моря»).

Николай Рерих в 1916 году из-за тяжёлой болезни лёгких по настоянию врачей вместе с семьей переехал в Великое княжество Финляндское под Сердоболь (Сортавалу). Близость к Петрограду позволяла Рериху оставаться в русле художественной жизни. Мастер побывал на Валааме со всеми его островами. Созданные им в это время произведения демонстрируются на выставке («Скалистый берег моря», 1916; «Святой остров», 1917). Увы, после революционных событий Финляндия закрыла границы с Россией, и Рерих оказался отрезанным от Родины.

Русский – уже Советский – Север оставался востребованным в творчестве художников и в дальнейшем. Посвящают и будут посвящать ему свои полотна и современные живописцы.

Выставка продлится до 20 февраля 2024 года
Выставки